Вы находитесь здесь: Главная > Аналитический отдел, Астропортрет, Новости > Реконструкция гороскопа Авиценны

Реконструкция гороскопа Авиценны

Реконструкция гороскопа Авиценны

Источник статьи: Галина Гайдук. Альманах 2024. Издательские решения, 2023. Стр. 16-22.

Avicenna

«Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками. Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгахмного пробелов, и их дано восполнитьтолько немногим из ученых и разумных»[1].

Авиценна

[1] Цитата взята из книги «Энциклопедия Мудрости», изд. РООССА, 2008. Стр. 201.

 

Инструмент астрологической наука позволяет делать исторические реконструкции. Мы покажем это на примере гороскопа Авиценны.

Общедоступная информация об Авиценне следующая:

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, известный на Западе как Авице́нна (980, Афшана, Бухара — 18 июня 1037, Хамадан) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дейлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.  Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошло только 274. Это самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. (Ибн Сина)

Однако в моё распоряжение попала более интересная информация, которая содержит данные его гороскопа, записанные с его слов учеником.

Адаптируемая[1]   на привычный для нас язык версия выглядит так:

«Мой учитель Абу «Али ал-Хусайн ибн «Абдаллах ибн Сина рассказал мне, что его отец был [родом] из Балха, затем переехал в Бухару во времена Нуха ибн Мансура ас-Самани. Он был сборщиком налогов и женился в Афшане[2]. Я родился там, и моим гороскопом было [созвездие]  ас-Саратан[3] (Рака), в котором находились ал-Муштари (Юпитер) и аз-Зухра (Венера), Луна и «Утарид (Меркурий) находились в [созвездии] ас-Сунбула (Дева), ал-Маррих (Марс) — в [созвездии] ал-Акраб (Скорпиона), Солнце — в [созвездии] ал-Асад (Лев), ал-Муштари (Юпитер) — в [созвездии] ас-Саратан (Рака) в самом высоком градусе, а аш-Ши’ра (Сириус) был вершиной на градусе восхода, и все звёзды были в местах, предвещающих счастье».

Итак, данные гороскопа: Asc (восходящий знак) в Раке в соединении с Сириусом, в 1-м доме Юпитер (в самом высоком градусе, т.е. 1° Рака) и Венера, Луна и Меркурий — в Деве, Солнце — в знаке Льва, Марс — в Скорпионе.

Поиск соответствующих описанию астрономических явлений  при  помощи  программы  Радикс  6[4] позволил максимально близко реконструировать гороскоп. Получен следующий результат:

18.08.981 г. ст. ст. 2 час 12 мин. Афшана: Asc в Раке в соед. с Сириусом, в 1-м доме Юпитер (в самом высоком градусе, т.е. 1° Рака) и Венера (в Раке), Марс и Меркурий — в Деве, Солнце — в знаке Льва, Луна — в Водолее, но в VIII доме, если брать равнодомную систему. См. Рис. 3.

3_1

Рис. 3. Гороскоп Авиценны на 18.08.981 г. ст. ст. 2 час 12 мин. Афшана

 

На год, принятый датой рождения Авиценны, — 980-й, при соблюдении условия Солнца во Льве[5], мы наблюдаем Юпитер в Близнецах, Марс в Тельце, Меркурий и   Венера            также  не        на        своём  месте.  Соответствия нет. См. Рис. 4.

Рис. 4. Карты на 980 год ст. ст. Солнце во Льве на начало и конец

Рис. 4. Карты на 980 год ст. ст. Солнце во Льве на начало и конец

На 982 год при Солнце во Льве — Юпитер в конце Рака, не на самом высоком месте, и все остальные планеты не соответствуют описанным положениям. См. Рис. 5.

Рис. 5. Карты на 982 год ст. ст. Солнце во Льве на начало и конец

Рис. 5. Карты на 982 год ст. ст. Солнце во Льве на начало и конец

Вывод: приведённый в тексте гороскоп максимально соответствует дате 18.08.981 г. ст. ст. на 2 час 12 мин. Афшана.  Вызывает  вопросы положение Марса и   Луны. Авиценна мог сделать преднамеренную ошибку, чтобы подшутить над учениками: кто искусен в науке, тот разберётся. Но могла возникнуть ошибка или описка при переписывании или переводе. В найденной нами дате конкретный реверс между Марсом в Скорпионе и Луной в VIII доме, Луной и Марсом в Деве.

Со слов самого Авиценны, знаковыми для него были события в 10, 12, 16 и 24 года[6]. С точки зрения астрологов того времени, на такие события должны указывать особые   положения     планет.           Например, символическая прогрессия (смещение планет в карте рождения на 1 градус в год). В 10 лет Лунные Узлы по символической прогрессии встали в хорошие аспекты (60, 120) к Солнцу, Юпитеру и Asc. В 12 лет Сатурн к Луне делает аспект 120. В 15-16 лет Солнце соединилось с Меркурием, в 18- 19 — с Марсом, в 24 года Юпитер соединился с Венерой. На год ухода прогрессивный Плутон стал на радиксный Нептун, а прогрессивный Марс — на Лилит карты рождения, что, соответственно, предвещало не лучший год.

В карте рождения много указаний на медицину: альмутен VI дома — Юпитер, в I доме и на Asc. В первом же доме Венера с Прозерпиной, а Луна, управитель I дома, — в VIII. Меркурий и Марс в медицинском знаке Девы и в III доме — написан Канон врачебной науки.

На данном примере мы видим элементы исторической реконструкции даты рождения Авиценны методами астрологии — результат конкретной пользы от науки, к которой великий медик относился с почтением и уважением.

[1] Полная        версия:           АБД     АР-РАШИД   АЛ-БАКУВИ  СОКРАЩЕНИЕ [КНИГИ O], «ПАМЯТНИКАХ» И ЧУДЕСА ЦАРЯ МОГУЧЕГО КИТАБ  ТАЛХИС  АЛ-АСАР  ВА’АДЖА’ИБ  АЛ-МАЛИК  АЛ-КАХХАР. Четвёртый климат (14) АФШАНА 14 — селение в области Хармайсан, одно из селений Бухары. Сказал Абу «Убайд ал-Джузджани 14а: «Мой учитель Абу «Али ал-Хусайн ибн «Абдаллах ибн Сина 14б рассказал мне, что его отец был [родом] из Балха, затем переехал в Бухару во времена Нуха ибн Мансура ас-Самани 14в. Он был сборщиком налогов и женился в Афшане. Я родился там, и моим гороскопом было [созвездие] ас-Саратан, в котором находились ал-Муштари и аз-Зухра, Луна и «Утарид находились в [созвездии] ас-Сунбула (созвездие Девы.), ал- Маррих — в [созвездии] ал-«Акраб (созвездие Скорпиона), Солнце — в [созвездии] ал-Асад, ал-Муштари — в [созвездии] ас-Саратан в самом высоком градусе, а аш-Ши’ра (Сириус) был вершиной на градусе восхода, и все звёзды были в местах, предвещающих счастье». И он сказал: «И когда я достиг зрелого возраста, он передал меня учителю Корана, а затем учителю литературы. Всё, что дети читали по литературе, я запомнил. Мой учитель дал мне выучить Китаб ас-сифат и Китаб гариб ал-мусаннаф, затем Адаб ал-куттаб, Ислах ал’мантик, Китаб ал-«айн, стихи ал-Хамаса, Ливан Ибн ар-Руми 14г, Тасриф ал-Мазини 14д и На- хв Сибавайхи 14е. И вот я выучил наизусть эти книги за полтора года. Если бы мой наставник не удерживал меня, я бы выучил их ещё раньше, и это при том, что я исполнял всё, что требовалось от мальчиков в школе. Когда я достиг десятилетнего возраста, я уже вызывал удивление в Бухаре. Затем я углубился в фикх. Когда мне исполнилось двенадцать лет, я уже выносил в Бухаре решения по религиозно-юридическим вопросам согласно[учению] АбуХанифыан-Ну’мана[ибнСабита]14ж— да будет доволен им Аллах! /37а/ После этого я приступил [к изучению] медицины, и, когда мне было шестнадцать лет, я сочинил Канун. В это время заболел Нух ибн Мансур ас-Самани. Собрали врачей для его лечения. Я был с ними, и они нашли, что мое лечение — наилучшее. Благодаря мне он исцелился. Я попросил его разрешить своему книгохранителю давать мне любую книгу, какую бы я ни просил. Он так и сделал. И я увидел в его хранилище книги, содержащие мудрость, из числа сочинений Абу Насра [Мухаммада] ибн Тархана ал-Фараби 14з. Тогда я денно и нощно начал овладевать мудростью и обрел её; когда же мне исполнилось двадцать четыре года, я понял, что нет уже в науках такого, чего бы я не знал». Примечания: 14 Афшана — средневековый город в Средней Азии. 14а Абу «Убайд «Абд ал-Вахид ал-Джузджани (первая половина XI в.) — ученик и биограф Ибн Сины. См.: GAL, SB. I, cтp. 828. 14б Абу «Али ал-Хусайн ибн «Абдаллах ибн Сина (Авиценна) (980– 1037)—знаменитыйфилософиврач.14вНухибнМансурас-Самани— восьмой правитель из династии Саманидов (976–997). 14г Абу-л-«Аббас «Али ибн ар-Руми (835–896) — известный арабский поэт. См.: GAL, I, стр. 79, SB, I, стр. 123. 14д Абу «Усман Бакр ал-Мазини (ум. ок. 863 р.) — известный арабский языковед. См.: GAL, SB, I, стр. 168. 14е Сибавайхи (ум. ок. 863 г.) — видный арабский филолог. См.: GAL, I, стр. 101; SB, I, стр. 160. 14ж Абу Ханифа ан-Ну’ман (699–783) — основатель ханифитского учения. 14з Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ал-Фа- ра’би (ок. 870–950) — средневековый арабоязычный философ, астроном, музыковед, известный в Европе как Алфарабус. Текст воспроизведён по изданию: Абд ар-рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва’а- джа’иб ал-малик ал-каххар. (пер. З. М. Буниятова), М. 1971. Интернет- источник: https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakuwi/frametext4.htm

 

[2] Афшана (узб. Afshona) — древнее село, находящееся в 30 километрах к северо-востоку от Бухары на территории Пешкунского района Бухарской области Республики Узбекистан. 39° 59′ 40″ с. ш. 64° 22′ 45″ в. д.

[3] Основные термины арабской астрологии: Знаки Зодиака (бурудж — «замки»): Овен — хамал, Телец — саур, Близнецы — джауза, Рак — саратан, Лев — асад, Дева — сунбула, Весы — мизан, Скорпион — акраб, Стрелец — каус, Козерог — джадй, Водолей — далв, Рыбы — хут. Наййиран — «два ярких светила»: Солнце (Шамс) и Луна (Камар). Кавакиб ал-мутахаййира — «блуждающие светила»: Меркурий (`Утарид), Венера (Зухра), Марс (Миррих), Юпитер (Муштари), Сатурн (Зухал).

[4] Астрологическая программа Авестийской школы астрологии, основатель и руководитель П. П. Глоба.

[5] Взята начальная и конечная дата пребывания Солнца в знаке Льва.

[6] См. сноску 1. На стр. 17, 18.

Теги: , , , ,

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика